Friday, October 13, 2006

Автопробег Барнаул - Горно-Алтайск - Туэкта - Усть-Кан - Усть-Кокса - Тюнгур и обратно с заездом в Иню.

Предыстория:

Основной целью поездки был поселок Тюнгур – единственное место, из которого видно Белуху, и до которого можно доехать на машине. Еще хотелось найти каменные стеллы и наскальные рисунки (петроглифы) в районе села Иня по Чуйскому тракту.

Естественно учитывался опыт предыдущей поездки в Кош-Агач за 2 недели до этого. Немного смущала дорога от Чуйского тракта до Тюнгура, пограничники и поиск места для ночевки в Усть-Коксе. А в остальном настрой самый боевой.

Ехать решили налегке, теплых вещей много не брали, т.к. планировали ночевать в гостинице, 2 подушки и одеяло на всякий случай, еда в виде сухого пайка, карта, таблица расстояний. Еще была с собой распечатка поездки томичей по тому же маршруту прошлым летом, о ней по подробнее потом

1 сентября.

С полным баком бензина в 16-40 выехали из Барнаула через новый мост. Почти сразу начался дождь, который оптимизма не вселял – но в душе надеялись, что в субботу в Горном погода будет хорошей. Трасса до Бийска загружена была средне, скорость в основном 110-120 км/ч, перед Бийском увидели очень серьезную аварию – Волга как-то распласталась по Камазу с прицепом в конце спуска, судя по деформации живыми люди могли остаться только чудом, скорой не было, только ГАИ. Периодически движение затрудняли грузовики, в дождь поднимающие густую пелену из дыма и брызг, обгонять их очень сложно.

18-20 - КП Бийска, город проехали быстро, большие лужи, дождь двигался в сторону Горно-Алтайска, мы ехали за ним. В Сростках решили не останавливаться за медовухой, все- таки не пить едем.

19-30 – въехали в Майму, продолжался моросящий дождь. На Горно-Алтайск повернули по первой дороге, из-за этого возникла путаница, гостиницу искали не там. По телефону объяснили куда ехать, примерно в 20-00 нашли.

Гостиница особо не впечатлила, за 750 р в сутки за двоих потянет. Выпили все запасы спиртного (пол-литра сухого вина), отметив первый день пути и пожелав себе хорошей погоды в дальнейшем.

Около 12 часов ночи или позже приехали люди на каком-то джипе, достаточно шумные, минут через 30 очень захотелось выйти в коридор и поругаться, сдерживало наше численное меньшинство.

2 сентября.

Проснулись в 5 утра, завтракать не стали. Я вышел во двор и обрадовался абсолютно чистому небу в звездах – хороший знак. Джип, приехавший ночью, оказался черным Lexus LX470 без номеров – порадовался за себя, что не пошел ругаться ночью.

5-50 – выехали из Горно-Алтайска, темно, сильный туман, трасса абсолютно пустая, там где туман пореже еду 90-100, в сильном тумане 60 км/ч.

6-30 – повернули через Катунь на Усть-Сему, туман почти разошелся, уже светло. Очень холодно, даже немного приоткрываешь окно и сразу тепло из салона выдувает.

7-10 – в Шебалино заправил 25 л бензина. На вершине Семинского перевала остановились пофотографировать, на лужах лед, солнце уже очень яркое.

8-10 – в Туэкте свернули с Чуйского тракта на Усть-Кан, дорога хорошая, скорость 110-120.

9-00 – мы на вершине Ябоганского перевала, вышли подышать и посмотреть, еще холодно, приятно пахнет хвоей, открывается красивый вид, по долине стелиться туман. На верхушке дерева замечаю крупную сову, долго ее фотографирую.

После перевала местами начинается туман, дорогу перебегает то ли олень то ли косуля, сфотографировать, конечно, не успеваем. Чередуются асфальт и гравийка, вполне сносная, но пыльная, скорость по ней 60 км/ч.

Перед Усть-Каном начинается хороший асфальт, туман, проезжаем этот крупный райцентр, после него кончается сотовая связь.
10-10 – Кырлыкский перевал, ничего особенного, после него открываются белки Коргонского хребта.
10-50 – остановились на берегу Коксы – красивая прозрачная вода блестит на солнце, кажется коричневой из-за небольшой глубины и камней на дне, снимаем.

11-10 – перевал Громотуха. О нем так восторженно отзывались томичи, что мы ожидали чего-то интересного. После него поняли, они не ездили по Чуйскому тракту и не проезжали Чике-Таман, поэтому и такие восторги. Даже нечего сфотографировать.
11-15 – Усть-Кокса – заправляю 20 л бензина, спрашиваю у заправщицы по-поводу регистрации в комендатуре, она говорит, что сейчас не надо. Едем в ближайшую гостиницу – частный дом поделен на 2 части, неожиданно прилично и красиво внутри, машину можно загнать за ворота. 800 р сутки за двоих. Отдаю бабушке 500 р в знак серьезности наших намерений. С ее слов тоже не обязательно заезжать в комендатуру. В магазине купили полторашку пива – типично сельский магазин – продукты, хозтовары и мебель в небольшом помещении, местные разговаривают полушепотом как в музее, вместо денег – записываются в тетрадку под зарплату.

11-40 - выехали из Усть-Коксы, дорога идет по Уймонской степи, слева Коргонский хребет, справа иногда проглядывает Катунский. Дорога прямая, нормальный асфальт, иногда до 120 км/ч. Чуйская степь выглядит более экзотично, а тут достаточно пышная растительность.
Асфальт кончается и уже насовсем. Справа течет Катунь, в этих местах вода бирюзовая и абсолютно прозрачная, налитая в бутылку не содержит никаких взвесей. Очень красиво.

Пока стояли у реки подъехали пограничники на УАЗике, посмотрели наши паспорта, спросили почему мы не отметились у них в комендатуре, оказывается надо обязательно.
Помялись, думая, что с нами делать и поехали дальше.
12-50 – Тюнгур – конечная точка нашего пути, 719 км на спидометре. Маленькая деревушка, подвесной мост через Катунь на турбазу – отправную точку на все маршруты в сторону Белухи. С берега Катуни открывается вид на Кучерлинское ущелье, которое упирается в белки Катунского хребта. Белуху можно увидеть в виде ее рогов, возвышающихся над Катунским хребтом, надо понимать, чтобы увидеть, и конечно же нужная абсолютно ясная погода как сегодня. Много фотографируем самую высокую вершину Сибири и не только.

13-20 – прощаемся с Белухой и едем обратно, сразу за Тюнгуром останавливаемся на обед на берегу Катуни. Хорошее место, не видно с дороги, костровище, удобный съезд. Там мы пробыли до 15-00.

Поехали в Усть-Коксу, по дороги обогнали желтый фургон с германскими номерами – во куда забрались!
В Усть-Коксе все же решаю заехать в комендатуру и получить пропуск на выезд из этого района, не хватало еще задержек в последний день пути. Стоим за оградой, ждем минут 10, подъезжает желтый фургон – пара немцев лет около 50-ти, по-русски не говорят. Оказывается пограничники, останавливавшие нас, умудрились им как-то объяснить, что нужно сюда заехать. Выходит молодой лейтенант и пытается говорить по-немецки, его словарный запас даже я понимаю. Решил вмешаться – и на английском (чистое произношение, ограниченный словарный запас, полное отсутствие построения предложенияJ) объяснил, что нужно получить пропуск, рассказал, откуда мы, ну и естественно расспросил их. Вот как настоящие путешественники оказываются ездят! Немцы выехали из дома в июле, пересекли всю Россию, доехали до Байкала и через Туву и Монголию заехали на Алтай. И не страшно им двоим. Прощаемся и едем в нашу гостиницу, загоняю по хлипкому с виду полуметровому деревянному мостику машину во двор, располагаемся в номере. На спидометре в конце второго дня – 785 км. Я решил сходить на почту и позвонить родным, чтобы не волновались. Прогулялся, позвонил, через час пришел обратно. Выпили пиво, спать легли рано, часов в 9-10 вечера.

3 сентября.
Проснулись рано, обратный путь впечатляет, спать некогда.
В 5-40 выехали из Усть-Коксы, очень холодно, деревья и трава в инее. Темно и туман, поэтому едем по гравийке 40 км/ч.
7-30 – Усть-Кан – заправил 15 л бензина, сильный туман продолжается, из-за него по асфальту едем 60-70 км/ч.

8-30 – на Ябоганском перевале пьем кофе и завтракаем, это можно сделать только в салоне, на улице холодно.
9-20 – вернулись на Чуйский тракт, туман рассеялся, на спидометре 996 км. Так как время еще раннее решаем поехать дальше по Чуйскому тракту и найти петроглифы.
9-40 проехали Онгудай, дорога пустая, на прямых участках 120-130, в деревнях 80-90 км/ч.
10-00 – мы на вершине перевала Чике-Таман, на обратном пути будем снимать на видео полностью подъем и спуск. После перевала участок объезда по гравию километра на 2.
10-30 – въехали в Иню, после деревни снижаем скорость и вскоре справа, метрах в 200-та от дороги видим 4 каменные стеллы. Говорят, что это остатки ограды кургана, как сюда попали эти камни непонятно, 2 из них настоящие, а 2 – обломки. Фотографируемся, с дороги съезжают 2 джипа самого боевого вида. Приехали очередные иностранцы – на одной машине французские номера, на другой ирландские. Говорят по-французски, фотают стеллы.

Едем дальше, 2 раза останавливаемся возле каменных стен недалеко от дороги, ничего не находим. Понятно, что нужно спросить у кого-нибудь – на слиянии Катуни и Чуи останавливаюсь возле мерседеса из Новосибирска. Молодые люди доходчиво объясняют как и где можно посмотреть петроглифы.
11-30 – петроглифы возле турбазы Чуй-Ооза, они находятся буквально в 10 м от дороги, окружены каменным заборчиком. Очень здорово, много рисунков под ногами, чувствуешь волнение от того что прикасаешься к таким древним следам человека. Фотографируем.
12-10 – Калбак-Таш, это через 6 км после предыдущей остановки, поднимаемся к камням и фотографируем, рисунков тоже много, но к сожалению и следы современников повсюду.

Время приближается к обеду, а обратно ехать далеко, с грустью расстаемся с наскальными рисунками и поворачиваем обратно домой. На спидометре 1100 км.
13-00 – снимаем на видео Чике-Таман, продолжительность ролика 11 мин.
Скорость 120-130 на прямых, погода такая же прекрасная, как и в субботу.
Перед Шебалино обгоняем немецких автотуристов на желтом грузовике.
14-30 – в Шебалино заправляем 20 л бензина, за деревней встаем на лугу пообедать и передохнуть и в 15-00 выезжаем на Чуйский тракт с твердым намерением ехать без остановок до дома и попасть туда засветло.
Проехали мост через Катунь в Усть-Семе. Машин стало конечно больше, но я думал о худшем, учитывая воскресный день. Наверное начало сентября отпугивает «тепличных» туристов. В деревнях сбрасываю скорость до 60-ти – встретил 2-х гаишников.
16-10 – проезжаем Майму, впервые за 2 дня небо пасмурное, даже чуть-чуть брызнул дождь. В Сростках купили полторашку медовухи.
17-20 – Бийск, движение после города со скоростью 70-80 если кто-нибудь задерживает, 130-140 если дорога свободна.
19-00 – КП Барнаула, задача по финишу в светлое время дня достигнута. На спидометре 1645 км.

ИТОГИ: За время поездки мы получили массу положительных эмоций, узнали что доехать до Тюнгура (а следовательно сходить пешком на Кучерлинские или Аккемские озера у подножия Белухи) вполне реально за один день, дороги нормальные, связь есть до Усть-Кана (в дальнейшем и в Усть-Коксе будет), поэтому ехать можно и нужно. Это направление по живописности пожалуй проиграет Чуйскому тракту, зато меньше людей и машин. Цифры: 1-ый день поездки – 260 км, второй – 525 км, третий – 860 км. Расход бензина – 115 л, или 7л/100 км. Бюджет – бензин – 2150, гостиницы – 1550, продукты – рублей 500, итого – 4200.

P.S. Данные заметки не несут никакой литературной ценности, понять их по-настоящему смогут те люди, которые ездили в те же края.

0 Comments:

Post a Comment

<< Home